Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

ДИРИЖЕР

 

Название профессии "дирижер" произошло от французского слова diriger – управлять. Дирижер – это музыкант, работа которого заключается в управлении оркестром, хором, ансамблем; ни на каком инструменте во время концерта он не играет. В таком виде профессия дирижера появилась в начале 19-го века. До этого времени управление оркестром было возложено на одного из музыкантов, как правило, самого опытного скрипача.

Дирижер во время концерта стоит спиной к залу и лицом к музыкантам. Для управления оркестром не обязательно, но практически всегда используется небольшая палочка в правой руке. В прошлом вместо палочки использовались свернутые в трубочку ноты или другие предметы.

Развитие и усложнение симфонической музыки, постепенное расширение состава оркестра уже в конце XVIII века требовали освобождения дирижёра от участия в ансамбле; дирижирующий концертмейстер вновь уступал своё место человеку, стоящему перед оркестром. Доподлинно не установлено, кто первый, пренебрегая приличиями, повернулся спиной к публике, лицом к оркестру, Г. Берлиоз или Р. Вагнер, но в искусстве управления оркестром это был исторический поворот, обеспечивший полноценный творческий контакт дирижера с артистами оркестра. Постепенно дирижирование превращалось в самостоятельную профессию, не связанную с композиторским творчеством: управление разросшимся оркестром требовало специальных навыков и специальной одаренности. Для дирижирования требуется не только способность полностью понимать и чувствовать музыкальное художественное творение, но и особая техническая ловкость рук, ее трудно описать и ей едва ли можно научиться.  Эта специфическая способность зачастую никак не связана с общей музыкальной одарённостью. Среди первых профессиональных дирижеров, получивших международное признание, – Ганс фон Бюлов и Герман Леви.

Как правило, для получения профессии дирижера требуется сначала освоить игру на каком-либо инструменте, а затем получить профильное образование в одном из музыкальных вузов. Многие дирижеры не только играют произведения других композиторов, но и сами пишут музыку.

 

Профессионально важные качества:

отличный музыкальный слух;

хорошая музыкальная память;

чувство ритма;

яркое воображение;

педагогические способности;

организаторские способности;

творческие способности;

хорошая координация;

развитая мелкая моторика;

целеустремленность.

 

Медицинские ограничения:

 выраженные нарушения слуха и зрения;

 нервные и психические заболевания;

 нарушение функций опорно-двигательного аппарата;

 заболевания центральной нервной и костно-мышечной системы;

 заболевания, вызывающие ограничение движений;

 нарушение точной координации движений.

 

Содержание деятельности

Дирижер является представителем самой сложной из всех музыкальных профессий. Во время своей работы он несёт ответственность за качество выступления всей команды. Он знаток не только музыкальных произведений, но и способностей каждого из музыкантов или хористов, с которыми работает. Этот специалист подбирает произведения и распределяет партии, ориентируясь на возможности своих подопечных. Профессионализм дирижёра определяется ещё и умением придать произведению выразительность и, может быть, необычное звучание. Дирижерская деятельность построена на рациональной и эмоциональной основе. Она многофункциональна и включает различные виды деятельности: аналитическая, исполнительская, управляющая, педагогическая и организующая. Дирижер постоянно должен решать не только художественные, но и другие задачи, присущие всем видам человеческой деятельности. В первую очередь это относится к механизмам общения, коммуникации и психических воздействий. Дирижер сам подбирает музыкантов или хористов, занимается адаптацией новых сотрудников, подбором концертной программы, совместно с администратором составляет и корректирует график выступлений и гастролей, несет ответственность за "прочтение" и реализацию музыкальных произведений. Должен быстро реагировать на непредвиденные ситуации. Для успешной деятельности дирижера важно, чтобы в нем совмещались функции руководителя и психологические качества лидера. Воспитание сплоченного музыкального коллектива – одна из задач, которая встает перед дирижером.

 

Образовательные организации г. Омска и Омской области:

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского;

Омское музыкальное училище им. В.Я. Шебалина.

 

Профессиональная деятельность

Дирижер профессия штучная, эксклюзивная, которой научить практически нельзя. Дирижером надо родиться. К этой профессии идут годами, и вряд ли вы найдете вакансию дирижера в кадровых агентствах. Работают дирижеры в музыкальных школах, училищах, академиях или консерваториях, в хорах и оркестрах.

 

Карьера

Прежде чем встать за дирижерский пульт, необходимо получить специальное образование. Начинается оно с музыкальной школы – это первый и обязательный этап. Затем можно поступать в профессиональную образовательную организацию – музыкальное училище, либо в высшую – академию или консерваторию. Дирижеров готовят военные консерватории и музыкально-педагогические институты. Государственным стандартом предусмотрены две специальности, которые может выбрать будущий дирижер: "Хоровое дирижирование" или "Дирижирование оперно-симфоническим оркестром". Специальность "Хоровое дирижирование" можно получить и в музыкальном училище, а "Дирижирование оперно-симфоническим оркестром" можно получить только в вузе.

Создать сайт Заказать продвижение
Создание и продвижение сайтов