Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

 БИБЛИОТЕКАРЬ

 

Библиотекарь - это явление души!

В. Тендряков

 

       Профессия библиотекаря – одна из самых старейших в мире. Возникла она вместе с шумерской культурой приблизительно в 2500 году до н.э., где впервые появились глиняные каталоги и библиотекарями считали писцов, составивших собрание глиняных табличек. Само слово "библиотекарь" появилось в Древней Греции и переводится как "собрание книг".

       В средние века основные библиотеки сконцентрировались в монастырях, а хранителями книг стали монахи, на которых была возложена обязанность – переписывание книг для их дальнейшего сохранения и распространения. И это требовало от библиотекарей не только грамотности, но и колоссальных знаний практически во всех областях жизни. Таким образом, библиотекари стали одними из тех, кто подготовил эпоху Возрождения.

       Огромную роль в эпоху Возрождения сыграли и университетские библиотекари. Именно они стояли у возникновения национальных библиотек. Небывалый до того времени рост числа книг стимулировал интерес библиотекарей к практическим проблемам организации фондов и каталогов. Библиотекари превращались в ученых.

       Первые древнерусские библиотеки создавались в период образования и начала развития древнерусского государства – Киевской Руси. Это были библиотеки при храмах и монастырях, а также личные коллекции книг удельных князей, придворной знати и лиц духовного сана. Для библиотек выделялись специальные помещения. Книгохранителями в монастырских библиотеках, как правило, назначались наиболее образованные монахи. Им то и поручалось руководить чтением. В X-XVIII вв. работа библиотекаря в монастырских библиотеках, должность "книгохранителя", "служебника" была послушанием, повинностью человека как члена религиозной общины. В течение долгих пяти столетий только благодаря воле, вере и стараниям хранителей книг теплился на Руси огонек письменной культуры. С развитием русского государства, его науки и промышленности началась новая жизнь библиотек и библиотекарей. С появлением приказов появились и приказные (ведомственные) библиотеки, которые обслуживались уже специальными работниками – приказными дьяками. Именно приказные библиотекари выросли в следующем веке в библиотекарей светских, независимых от государства и монастырских уставов. Именно они заложили основы библиотечной мысли на весь просвещенный XVIII век. 

 

Профессионально важные качества:

высокий уровень развития концентрации, переключения внимания (умение сосредотачиваться на одной деятельности, способность к быстрой смене деятельности при непрерывном потоке посетителей);

хорошая память, которая необходима для запоминания расположения книг на полках, сюжетов прочитанных произведений с целью оценки и совета читателям;

коммуникативные способности;

высокий уровень развития долговременной памяти (способность запоминать на длительный срок большие объемы информации);

хорошее зрение;

усидчивость;

работоспособность (в условиях однообразной деятельности  – монотонии);

аккуратность;

вежливость, отзывчивость;

ответственность по отношению к людям и выполняемой работе;

пунктуальность, точность;

эмоциональная устойчивость;

эрудированность. 

 

Медицинские ограничения:

 судороги, потери сознания;

 некорректируемое снижение остроты зрения;

 нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения;

 расстройства слуха;

 вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;

 расстройства речи;

 хронические инфекционные заболевания;

 аллергии;

 кожные заболевания;

 выраженные физические недостатки. 

 

Содержание деятельности

       Библиотекарь – профессионал по обработке информации в библиотечной и информационной науках, который выполняет организацию и управление информационными услугами и материалами для всех, кому требуется эта информация.

       Профессия библиотекаря направлена на работу с читателями. Библиотекарь обслуживает посетителей читального зала, подбирает, выдает им необходимую литературу, комплектует фонд библиотеки – формирует заказы и закупает книги, проводит техническую обработку новой поступившей литературы, составляет каталоги, заполняет читательские абонементы, организовывает выставки книг, журналов, газет, следит за сохранностью фонда библиотеки. В культурно-просветительных учреждениях обеспечивает подбор необходимой читателям литературы, быстрое выполнение их заявок. Выдает литературу по абонементу и в читальные залы, изучает запросы читателей в целях оказания им помощи в выборе литературы. Участвует в комплектовании фонда библиотеки, обработке литературы и составлении каталогов, в работе по учету и хранению фонда, в пропаганде книг, научно-исследовательской и научно-методической работе библиотеки. Проводит индивидуальную беседу с читателями, оказывает им помощь в выборе книг, журналов, организует тематические литературные конференции, книжные выставки, комплектует книжный фонд, ведет учет библиотечного фонда и др. 

 

Образовательные организации г. Омска и Омской области:

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского ("Библиотечно-информационная деятельность");

Омский библиотечный техникум.

 

Профессиональная деятельность

Как правило, библиотекари работают в:

 государственных библиотеках;

 библиотеках профессиональных образовательных организаций и образовательных организациях высшего образования;

 библиотеках начальных или средних школ;

 библиотеках медиа-центрах;

 библиотеках в рамках предприятий или компаний. 

 

Карьера

       Практически все руководители проходят последовательно все традиционные ступеньки иерархической лестницы библиотеки: библиотекарь – старший библиотекарь – главный специалист – заведующий сектором – заведующий отделом – директор.

       Библиотечная иерархическая лестница достаточно короткая: 2-3 ступени в течение 2-3 десятков лет. Само количество руководящих должностей в библиотеке ограничено. Чем меньше библиотека, тем короче служебный рост, и наоборот, чем сложнее структура библиотеки, тем больше возможностей для роста кадров. Объективно для освоения технологий на каждом новом участке библиотечной работы требуется 2-3 года, можно с достаточной долей уверенности утверждать, что остальное время уходит на адаптацию в профессиональной среде, завоевание авторитета, признания коллег.

Создать сайт Заказать продвижение
Создание и продвижение сайтов