Для овладения той или иной профессией у человека должны быть определенные качества, соответствующие требованиям профессии, которые будут способствовать адаптации к длительной работе, достижению высоких качественных и количественных результатов труда. Данные качества называются ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРАЗУМЕВАЕТ СОБОЙ
совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда
объем навыков выполнения задачи
комбинация личностных качеств и свойств
комплекс профессионально значимых и личностных знаний
единство теоретической и практической готовности к труду
ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ:
специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие
социальная компетентность - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда
личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития
индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развитие индивидуальности в рамках
профессии, готовность к профессиональному росту, неподверженность к профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд без перегрузок
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПРОЯВЛЯЮТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ СПОСОБНОСТЯХ КАЖДОГО УЧАСТНИКА:
способность к сотрудничеству в коллективной деятельности
искреннее уважение к труду других
владение профессиональными знаниями, умениями, навыками
способность разрешать конфликты
способность организовать работу группы
способность пользования различными средствами самопрезентации
умение рассуждать и оценивать
творческий характер мышления
проявление инициативы
способность к ответственности
способность управления собой и другими
выявление проблем, самостоятельная постановка задач и способность их решения
способность критически анализировать собственную профессиональную деятельность
глубокий интерес к профессиональной деятельности, разносторонним знаниям
принятие рациональных решений в критической ситуации
уровень культуры и организации трудового процесса
деятельностно-практическое, эмоционально-положительное отношение к учебно-производственной деятельности
учебно-познавательная активность
Обучающиеся, обладающие подобными качествами, как правило, стремятся к достижению наивысших результатов за счет совершенствования навыков, умений и способностей, что, по своей сути, и является основной целью занятий, направленных на развитие профессиональной компетентности, проводимых БУ "Областной центр профориентации".