Профориентационный проект
"Увлечение – Профессия – Успех" (для учащихся организаций дополнительного образования) |
Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации является подготовка молодежи к осознанному профессиональному выбору.
Профессиональная ориентация – это не выбор школьником профессии, одной на всю жизнь, а формирование у него готовности к профессиональному самоопределению, активизация внутренних ресурсов его личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовывать себя в ней.
Современные тенденции в сфере образования обусловливают изменения воспитательных ориентиров в системе профессиональной ориентации подрастающего поколения. В условиях модернизации и инновационного развития российского общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Особая роль в успешном решении этого вопроса отводится дополнительному образованию, которое является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Для успешной реализации профориентационных задач необходим научно обоснованный подход к организации процесса профессиональной ориентации учащихся, учитывающий специфику организаций дополнительного образования, изменяющиеся социально‐экономические условия, индивидуально‐личностные особенности детей, особенности образовательного процесса в данных организациях.
Сфера дополнительного образования существенно расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых, способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности; создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей. В ряде случаев дополнительное образование становится фактором реабилитации личности за счет компенсации школьных неудач достижениями в области дополнительного образования.
Именно необходимостью согласованности деятельности всех ведомств, потребностью в организационном и научно-методическом сопровождении этой деятельности, созданием непрерывной системы профориентационного образования и обоснована актуальность разработки проекта "Увлечение – Профессия - Успех" (далее – Проект).
ИДЕЯ ПРОЕКТА
Формирование у обучающихся готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального образовательно-профессионального маршрута в условиях свободы выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Проект способствует реализации сетевого межведомственного взаимодействия различных организаций, занимающихся вопросами образования, воспитания, занятости молодежи, где посредством привлечения детей к социальным практикам будет происходить формирование основных социально значимых профессиональных компетенций.
Основанием для сознательного выбора профессии/специальности должен стать целый комплекс знаний и умений, который можно назвать основой готовности ребенка к личностному и профессиональному самоопределению. Такая готовность может быть результатом исключительно педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения учащихся.
Настоящий Проект предполагает организацию разносторонней системной работы с ребенком и его родителями (законными представителями) в условиях дополнительного образования и реализуется поэтапно через образовательный процесс посредством сетевого межведомственного взаимодействия.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Создание условий для развития личностных и профессиональных перспектив учащихся в процессе формирования их будущей профессионально-образовательной траектории в рамках сетевого межведомственного взаимодействия в условиях дополнительного образования.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
1. Выявить индивидуально-личностные особенности учащихся для получения информации, необходимой для дальнейшей организации профориентационной работы всех субъектов социального взаимодействия в условиях дополнительного образования.
2. Способствовать проектированию учащимися профессионально-образовательной траектории как основы успешной социально-профессиональной адаптации в обществе посредством активизации внутренней личностной позиции в выборе профессии/специальности.
3. Актуализировать готовность школьников самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального профессионального маршрута в условиях свободы профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
4. Повышать уровень профессиональной компетентности всех участников образовательного и воспитательного воздействия (родителей, педагогического коллектива) для эффективной организации процесса профессионального самоопределения учащихся.
5. Координировать функционирование единой системы профориентации в условиях согласованности деятельности всех субъектов сетевого межведомственного взаимодействия.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
· Бюджетное учреждение Омской области "Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения"
· Организации дополнительного образования г. Омска
· Профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, расположенные на территории Омской области
· Работодатели организаций, расположенных на территории Омской области
ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ, НА КОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНЫ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА
· Учащиеся, посещающие организации дополнительного образования;
· Родители детей, обучающихся в условиях дополнительного образования;
· Педагоги организаций дополнительного образования.
УПРАВЛЕНИЕ И РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Координатором данного Проекта является Министерство труда и социального развития Омской области.
Основным исполнителем проекта выступает бюджетное учреждение Омской области "Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения" (далее – Профцентр), которое является одним из ключевых звеньев региональной системы профориентации и призвано осуществлять адресное профориентационное сопровождение молодежи на принципе социального партнерства всех организаций в сфере сетевого межведомственного взаимодействия.
Пилотной площадкой для реализации Проекта является бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования г. Омска "Дом детского творчества Октябрьского административного округа" (далее - БОУ ДО г. Омска "ДДТ ОАО").
Кадровое обеспечение:
- специалисты БУ "Областной центр профориентации";
- педагоги дополнительного образования БОУ ДО г. Омска "ДДТ ОАО";
- преподаватели и студенты-волонтеры профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Омской области;
- представители работодателей различных сфер экономики.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап – Организационно-подготовительный;
II этап – Деятельностный (реализация основных мероприятий Проекта):
2.1. аналитико-диагностическое направление;
2.2. информационно-практическое направление.
III этап – Итоговый.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Ø Развитие личностно-ориентированной системы профессиональной ориентации в условиях сетевого межведомственного взаимодействия, мотивирующей молодежь к осознанному выбору профессии в процессе активной реализации их интересов и склонностей;
Ø Создание в рамках социального партнерства информационно-насыщенной образовательной среды с целью развития осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества;
Ø Дифференцированная профориентационная подготовка учащихся к осознанному выбору сферы труда и профессии/специальности на основе предоставленной информации о профессиях, развития познавательных склонностей и интересов, коммуникативных и творческих качеств личности каждого ребенка через активные формы работы;
Ø Формирование образовательного маршрута/траектории учащихся с учетом их профессионально-ценностных ориентаций и специфики кадрово-экономических потребностей регионального рынка труда;
Ø Повышение уровня развития профориентационной грамотности участников на всех этапах реализации Проекта.