- Диагностический комплект Семаго представляет собой специальный комплект, разработанный известными российскими специалистами – клиническими психологами Михаилом и Натальей Семаго для диагностики регуляторно-волевой, когнитивной и аффективно-эмоциональной сфер ребенка, его межличностные отношения. В состав этого комплекта входит большое количество специальных инструментов и приспособлений, необходимых для практического использования. В качестве методического обеспечения использовались классические отечественные патопсихологические методы, которые отрабатывались поколениями психологов и дефектологов.
Диагностический комплект Семаго включает в себя методики исследования познавательной диагностики,
ее отдельных компонентов:
- Методика В.М. Когана предназначена для выявления параметров внимания: удержание внимания, возможности распределения внимания по одному, двум или трем признакам одновременно, переключение внимания.
- Исследование опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву). Методика направлена на исследование возможности использования внешнего средства для задач запоминания определенного объема материала (использование опосредования для запоминания), исследование особенностей речемыслительной деятельности ребенка.
- Методика Кооса предназначена для определения уровня сформированности пространственного мышления, его особенностей, оценка возможности осуществления ребенком пространственного анализа и синтеза.
- Прогрессивные Матрицы Дж. Равена. Методика предназначена для изучения логичности мышления.
- Методика Выготского-Сахарова (модифицированный вариант для детей до 5 лет) направлена на оценку и исследование понятийного развития ребенка – уровня и особенностей сформированности абстрактных обобщений и классификации признаков абстрактных объектов, определение возможности объединения наглядно представленных объектов на основе выделения одного или нескольких ведущих признаков, являющихся актуальными для обобщающих операций ребенка.
- Детская предметная классификация (вариант для детей 3-8 лет). Методика направлена на выявление актуального уровня развития понятийного мышления ребенка.
- Предметная классификация (вариант для детей 8-12 лет). Методика направлена на исследование процессов обобщения и абстрагирования, оценку их специфики и уровня сформированности, изучение последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий, исследование особенностей памяти, объема и устойчивости внимания, личностных реакций на достижения и неудачи.
- Исключение предметов (4-й лишний). Методика предназначена для исследования уровня сформированности обобщения, понятийного развития, возможности вычленения как существенных (смысло-образующих) признаков, так и несущественных (латентных), а также выявление особенностей когнитивного стиля деятельности.
- Установление последовательности событий. Методика направлена на исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможности установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, анализ речевого развития ребенка.
Методики исследования аффективно-эмоциональной сферы, личностного развития,
межличностных отношений:
- Тест Рука предназначен для исследования личности.
- Контурный САТ – Н. Целью методики является помощь в понимании существующих отношений между ребенком и окружающими его людьми в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях.
- Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР). Целью исследования является оценка субъективного представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе значимых для ребенка социальных отношений и взаимодействий.
- Цветовой тест отношений (ЦТО) предназначен для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям, в том числе к самому себе.
- Методика "Эмоциональные лица" направлена на оценку возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точность и качества этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки), возможности соотнесения с личными переживаниями ребенка.