ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ И ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ЯВЛЯЮТСЯ:
стремление быть «как все», страх перед высказыванием своих идей открыто, поэтому в ходе профориентационной работы необходимо развивать самостоятельность и смелость в социальном взаимодействии, индивидуальность и способности к ее выражению;
стремление избегать оценок и осуждения окружающими людьми своих планов, особенностей и действий, что может заблокировать их активность в профориентационной деятельности;
склонность выбирать объектов для общения из числа представителей своей нозологической группы, общающихся при помощи жестового языка, в связи с чем, при осуществлении профориентации желательно включать в нее элементы командообразования и социально-психологического тренинга, способствующие расширению контактов между учащимися, а также совместную деятельность, объединяющую и стимулирующую общение всех учащихся, независимо от инвалидности;
тревожность и боязнь неудач, которые порождают психологическую защиту, связанную с их избеганием, могут ограничивать активность и креативность. Исходя из этого, необходимо развивать уверенность в себе и предоставлять возможности для получения опыта успешной деятельности, в т.ч., давать сложные, но посильные задания, поощрять и подбадривать за успехи;
для преодоления стереотипности мышления и поведения (когда один раз возникший способ решения задач применяется снова и снова, даже если в новых задачах он оказывается нерезультативным) рекомендуется применять в профориентации упражнения и методы, развивающие спонтанность и креативность;
в связи с тем, что обучающимся с нарушением слуха свойственно избегание конфронтации и конфликтов, следует развивать у них навыки уверенного и настойчивого поведения для того, чтобы неконфликтность была достоинством, а не слабохарактерностью, не приводя к подчиненному и пассивному социальному поведению;
в связи со снижением способности к абстрактному мышлению, в профориентации следует опираться на наглядные и образные материалы, примеры из жизни, конкретные советы и рекомендации, одновременно стремясь к развитию способности мыслить абстрактно и понятийно, а также включая подробный анализ ценностей, мотивов, идеалов, нравственных и моральных категорий, чтобы компенсировать возможный недостаток собственных размышлений учащихся на тему «вечных вопросов», не забывая закладывать на это больше времени, чем при работе с другими группами, так как могут потребоваться более длительные объяснения, приведение примеров и т.п.
В целом, из вышеперечисленных особенностей и особых образовательных потребностей следует, что при проведении профориентационной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, имеющими нарушения слуха, необходимо уделять особое внимание
снятию у них тревожности и эмоционального напряжения,
развитию способностям к общению и уверенному поведению,
выработке позитивной личностной и профессиональной перспективы,
развитию личностных качеств, необходимых для успехов в выбранной профессии, содействию социальной адаптации,
активизации самостоятельной деятельности по самоорганизации и самоопределению, а также критичности и логического мышления.
Желательно, чтобы сами учащиеся с нарушениями слуха развивали у себя навыки чтения по губам и использования технических средств, учились скоропечатанию на клавиатуре, чтобы быстрее и активнее общаться с другими людьми, используя социальные сети, текстовые сообщения и т.п., а также сами стремились идти на контакт с другими учащимися, применяя альтернативные устному общению способы коммуникации, например - набирая текст на компьютере или планшете, и т.п.