ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ОСОБЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
множественность нарушений развития отмечающихся у лиц данной категории (двигательные, речевые, интеллектуальные, личностные нарушения, нарушения зрения, слуха);
эмоциональная неуравновешенность и подверженность дистрессу, которые необходимо преодолевать путем развития навыков эмоционального самоконтроля и аутотренинга;
неразвитость коммуникативных способностей и навыков, приводящая к неудачам в общении, и в результате - к избеганию отношений с людьми должна преодолеваться развитием навыков общения и уверенного поведения, разрешения конфликтов, умения строить доверительные и теплые взаимоотношения с окружающими;
большое число лиц данной категории в результате противоречия между своей социальной невостребованностью и одновременно повышенной потребностью в других людях, обладает неадекватной самооценкой. Это выражается в том, что «Я» лица данной категории идентифицируется не с реальным «Я», а с идеальным «Я», которое оценивается завышено. В результате психологической защиты они ожидают к себе отношения и воспринимают себя так, будто бы они уже стали теми, кем хотели бы быть. С одной стороны, такой тип личности помогает сохранять высокую мотивацию достижения и социальную активность, не давать проявиться чувству неполноценности, но с другой стороны - может осложнять социализацию, вызывать акцентуации и патологии характера, закреплять социальную инфантильность, эгоизм, зависимость от опеки и неразвитостью творческих способностей и высших духовных чувств, в т.ч. - нравственных.
Эти проявления могут и должны корректироваться в условиях профориентационной работы и психолого-педагогической поддержки путем развития рефлексии, поиска и нахождения реалистичных путей самореализации, развития субъектных качеств личности, включающих самостоятельность, волевую саморегуляцию, ответственность и социальную активность, приближая реальное «Я» к идеальному, а также путем развития нравственных и эстетических чувств, альтруизма, любви к познанию, морально-волевых норм поведения, предоставления адекватной «обратной связи» по результатам профориентационной работы и социально-психологических тренингов. Однако нужно учесть, что в силу продолжительности и мощности психологической защиты, его коррекция обычно имеет невысокую эффективность, поэтому чтобы добиться результатов, ей следует уделять существенное время и внимание;
несмотря на эмоциональные и интеллектуальные особенности, а также социально- духовную незрелость, они могут обладать высокой степенью профессиональной эрудиции и хорошо учиться.
Опираясь на сохранные психические функции, задатки и способности и выполняя условия, перечисленные выше, в т.ч., развивая творческую самостоятельность и деловую активность, духовность и коммуникабельность, можно достигнуть успешности профессионального самоопределения, сгладить последствия дефицитарного формирования личности и помочь лицам с НОДА самоопределиться в профессии, в т.ч., найти, спланировать и обеспечить освоение подходящего для них вида труда, поиск рабочих мест, адаптацию в профессии и профессиональном сообществе, построение отношений с коллективом.