Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

МЛАДШАЯ ШКОЛА

 

 

стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий

     Эта стадия берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет). В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др., основываясь на наблюдении за взрослыми. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, анализа сказок.

На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Дети с инвалидностью, в силу собственных особенностей и недостаточной социализации, очень часто не имеют необходимых знаний и опыта знакомства с окружающими их профессиями. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Таким образомрасширение наглядно-образных представлений ребенка о мире профессий– одна из задач профориентационной работы с детьми с инвалидностью в младшей школе. Но задача эта не единственная. У учащихся младших классов уже имеются необходимые условия для предпосылок профессионального развития личности. Поэтому требуется организация особой деятельности младших школьников, нацеленной на развитие самосознания (конкретизация и расширение системы знаний о себе, выработка позитивного самоотношения, адекватное оценивание собственных возможностей, отработка навыков эффективной саморегуляции, и др.). Это особенно актуально для детей с ДЦП, так как в связи с переживанием чувства неполноценности у ребенка возникают психогенные реакции, которые в случае гиперкомпенсации формируются в двух направлениях: пассивно-оборонительном и агрессивно-защитном. Развивая самосознание, мы не только готовим личность к профессиональному выбору, но и развиваем позитивную Я-концепцию ученика, формируем активную, целеустремленную, самостоятельную личность.

Таким образом, развитие самосознания – одна из основных задач профориентационной работы в младшей школе. Следует также отметить, еще одну особенность многих детей с ограниченными возможностями здоровья - это отсутствие позитивного отношения к трудовой деятельности и несформированность трудовых навыков. Это можно объяснить особенностью семейного воспитания детей с ОВЗ, один из возможных вариантов которого – гиперопека, (приводит к формированию эгоцентричности, избалованности, застенчивости, эмоциональной незрелости), другая крайность – педагогическая запущенность, многие дети воспитываются в неблагополучных семьях. Таким образом, формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе – еще одна задача профориентационной работы с учащимися этого возраста.

Структура профориентационных занятий в начальных классах основывается на их возрастных особенностях. Учащиеся первых-третьих классов при работе с каким-то понятием отмечают, прежде всего, наиболее наглядные, внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает?), его назначение (для чего он?) – им еще сложно определять внутреннюю сущность предмета, отнести его к какому-то виду, подвиду. Например, «трактор» для них – это «для того, чтобы ездить в поле», «чтобы помогать копать картошку», а не «вид сельскохозяйственного транспорта». В процессе планирования профориентационного занятия важно учить выделять в профессии существенные, главные стороны. Сразу не все дети смогут понять, что бухгалтер – это не «тот, кто сидит за компьютером», а шофер не «тот, кто ездит на машине». Педагогу необходимо проявлять настойчивость в том, чтобы дети формулировали представление о профессии на основе существенных признаков. Например, с помощью наводящих вопросов: «Но ведь и ты сидишь за компьютером, когда играешь. Ты ведь – не бухгалтер! А кто же такой – бухгалтер. Вспомни наше занятие!» Внимание детей с ОВЗ еще неустойчиво, дети легко отвлекаются, быстро утомляются. Учитывая этот факт, необходимо основываться в планировании занятия на познавательных интересах детей, на том, что им действительно интересно. А им интересно: играть, слушать и обсуждать сказки, рисовать «свою жизнь», рассказывать о себе, фантазировать, решать кроссворды, ребусы, разыгрывать сценки, угадывать секреты, им нравится получать от учителя личную – но конкретную – похвалу и многое другое, причем смена деятельности должна присутствовать на каждом занятии, что способствует поддержанию интереса и развитию мотивации.

У ребят начальных классов только начинает складывать интерес к профессиям. Общественно-полезный труд, в котором участвуют младшие школьники, оказывает определяющее влияние на формирование их интересов. Когда младшие школьники видят и чувствуют, что их труд нужен людям, они от этого испытывают огромное удовлетворение.

Возрастные и психологические особенности младших школьников позволяют проводить определенную работу по расширению их представлений о труде, знакомить с наиболее популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создать сайт Заказать продвижение
Создание и продвижение сайтов