СРЕДНЯЯ ШКОЛА
стадия профессионального самопознания
Если для младших школьников ставится цель создать условия для формирования первичных конкретно-наглядных представлений о мире профессий, то для учащихся 5–8-х классов ставится уже другую цель – создание условий для активного соотнесения подростками своих личностных качеств с требованиями основных профессий. Эти качества находятся еще в процессе формирования, но подросток уже может рассмотреть в своей личности такие особенности как эмоциональность, вспыльчивость, уравновешенность, стремления и зачатки интересов. Освоив определенные представления о разнообразных профессиях, школьнику необходимо их как-то использовать.
Большинство подростков еще не могут реализовать себя, даже частично, в той или иной профессиональной сфере потому, что у них еще нет достаточного количества ресурсов: знаний, умений и готовности. Но у них есть сильно выраженная потребность в самопознании, обусловленная новой ведущей деятельностью – общением со сверстниками. Подросток начинает активнее сравнивать себя с другими, соотносить свои и чужие качества, его сильнее начинает волновать мнение окружающих людей. Эти особенности создают запрос на самопознание, – в том числе и на самопознание в профессиональной сфере, и все это необходимо учитывать при планировании профориентационных занятий в средней школе. На этой стадии следует обращать внимание на выявление собственных качеств, имеющих отношение к той или иной профессии, прояснение их содержания, оценке их уровня развития. К завершению этой стадии (примерно в 14–16 лет) у подростка формируются первичные ожидания от профессии и от себя в профессии.
Таким образом, наряду с продолжением расширения информационного пространства школьников о мире профессий, важной задачей профориентации в средней школе является самопознание и изучение динамической структуры личности учащегося с целью осуществления коррекционного воздействия на её развитие и определения наиболее подходящей сферы трудовой деятельности. Часто ожидания подростков не совпадают с их возможностями и состоянием здоровья. Поэтому важной задачей профориентации в этот период является необходимость, учитывая характер заболевания и степень поражения, прийти к единому знаменателю возможностей с желанием, интересами ребенка и потребностями общества. Следующая задача - развитие общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов, а так же определение качеств характера необходимых для успешной карьеры и формирование уважительного отношения к труду.
Основное отличие профориентационных занятий в 5–8-х классах от профориентационных занятий в младшей школе заключается не только в увеличении сведений о тех или иных профессиях, но и в организации процесса, направленного на реализацию потребности в самопознании через общение. В связи с изменением общей цели меняется и структура профориентационного занятия для подростков, хотя общие компоненты и остаются: тема, цель, задачи, краткий план, используемые материалы, описание хода занятия, тем не менее, внутри самого занятия меняются акценты.
Во-первых, меняется содержание занятия. Теперь стоит задача не только представить ученикам существенные элементы профессии: содержание, орудия труда, санитарно-гигиенические и прочие условия труда, но и:
Еще необходимо представить так называемые новые профессии, которые в начальных классах детям еще сложно было воспринять.
Во-вторых, на этом этапе особую сложность представляет организация процесса самопознания на основе соотнесения собственных качеств и требований профессии к человеку. И важно понять, что в одном и том же классе могут учиться дети с инвалидностью, находящиеся на разном уровне развития личности. Одни – на уровне влечений и желаний, а другие – на уровне интересов, но в подростковом возрасте и тем и другим очень нужно общаться и узнавать что-то о себе. Однако, это «что-то» у всех у них разное. Тем, кто развит только на уровне влечений и желаний – интересно узнавать о своей внешности, о своих физических качествах, своей внешней красоте, силе; а тем же, у кого личность развита на уровне стремлений или интересов, важно соотносить свои возможности, свои интересы с теми или иными профессиями.
Структура профориентационных занятий в 5–8-х классах более обусловлена потребностью подростков в общении и самопознании через общение, что необходимо отразить в процессе проектирования. Также необходимо подобрать такие задания, которые бы учли разный уровень личностного развития учащихся и позволяли подросткам реализовать потребность в общении.