Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

СРЕДНЯЯ ШКОЛА

 

стадия профессионального самопознания

Если для младших школьников ставится цель создать условия для формирования первичных конкретно-наглядных представлений о мире профессий, то для учащихся 5–8-х классов ставится уже другую цель – создание условий для активного соотнесения подростками своих личностных качеств с требованиями основных профессий. Эти качества находятся еще в процессе формирования, но подросток уже может рассмотреть в своей личности такие особенности как эмоциональность, вспыльчивость, уравновешенность, стремления и зачатки интересов. Освоив определенные представления о разнообразных профессиях, школьнику необходимо их как-то использовать.

 

Большинство подростков еще не могут реализовать себя, даже частично, в той или иной профессиональной сфере потому, что у них еще нет достаточного количества ресурсов: знаний, умений и готовности. Но у них есть сильно выраженная потребность в самопознании, обусловленная новой ведущей деятельностью – общением со сверстниками. Подросток начинает активнее сравнивать себя с другими, соотносить свои и чужие качества, его сильнее начинает волновать мнение окружающих людей. Эти особенности создают запрос на самопознание, – в том числе и на самопознание в профессиональной сфере, и все это необходимо учитывать при планировании профориентационных занятий в средней школе. На этой стадии следует обращать внимание на выявление собственных качеств, имеющих отношение к той или иной профессии, прояснение их содержания, оценке их уровня развития. К завершению этой стадии (примерно в 14–16 лет) у подростка формируются первичные ожидания от профессии и от себя в профессии.

 

Таким образом, наряду с продолжением расширения информационного пространства школьников о мире профессий, важной задачей профориентации в средней школе является самопознание и изучение динамической структуры личности учащегося с целью осуществления коррекционного воздействия на её развитие и определения наиболее подходящей сферы трудовой деятельности. Часто ожидания подростков не совпадают с их возможностями и состоянием здоровья. Поэтому важной задачей профориентации в этот период является необходимость, учитывая характер заболевания и степень поражения, прийти к единому знаменателю возможностей с желанием, интересами ребенка и потребностями общества. Следующая задача - развитие общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов, а так же определение качеств характера необходимых для успешной карьеры и формирование уважительного отношения к труду.

 

Основное отличие профориентационных занятий в 5–8-х классах от профориентационных занятий в младшей школе заключается не только в увеличении сведений о тех или иных профессиях, но и в организации процесса, направленного на реализацию потребности в самопознании через общение. В связи с изменением общей цели меняется и структура профориентационного занятия для подростков, хотя общие компоненты и остаются: тема, цель, задачи, краткий план, используемые материалы, описание хода занятия, тем не менее, внутри самого занятия меняются акценты. 

 

 

Во-первых, меняется содержание занятия. Теперь стоит задача не только представить ученикам существенные элементы профессии: содержание, орудия труда, санитарно-гигиенические и прочие условия труда, но и:

Еще необходимо представить так называемые новые профессии, которые в начальных классах детям еще сложно было воспринять.

 

 

Во-вторых, на этом этапе особую сложность представляет организация процесса самопознания на основе соотнесения собственных качеств и требований профессии к человеку. И важно понять, что в одном и том же классе могут учиться дети с инвалидностью, находящиеся на разном уровне развития личности. Одни – на уровне влечений и желаний, а другие – на уровне интересов, но в подростковом возрасте и тем и другим очень нужно общаться и узнавать что-то о себе. Однако, это «что-то» у всех у них разное. Тем, кто развит только на уровне влечений и желаний – интересно узнавать о своей внешности,  о своих физических качествах, своей внешней красоте, силе; а тем же, у кого личность развита на уровне стремлений или интересов, важно соотносить свои возможности, свои интересы с теми или иными профессиями. 

 

Структура профориентационных занятий в 5–8-х классах более обусловлена потребностью подростков в общении и самопознании через общение, что необходимо отразить в процессе проектирования. Также необходимо подобрать такие задания, которые бы учли разный уровень личностного развития  учащихся и позволяли подросткам реализовать потребность в общении.

 

 

 

 

 

 

 

Создать сайт Заказать продвижение
Создание и продвижение сайтов